Понятие о тропаре и кондаке

Автор

Тропарь (от греч. слова trepw - обращаю) и кондак (от греч. слова kontos - краткий) являются связующими и главными звеньями в общей цепи церковно-богослужебных песнопений, которые к ним как бы обращены или направлены по содержанию, самыми краткими, самыми главными выражениями основной мысли праздника или дня, изложенной во многих иных песнопениях данного дня, отображающих священные события из земной жизни Христа Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых угодников Божиих, из Библейской истории, из истории Церкви. Поэтому необходимо с особой внимательностью относиться к пению на литургии тропарей и кондаков, тем более, что они являются почти единственными изменяемыми, среди неизменяемых, песнопениями на литургии, отображающими сущность дня или праздника.

Тропарь, эта древнейшая песнь, кратко выражавшая собой суть богослужебного последования дня, в первые пять веков в истории христианской Церкви использовался как припев к стихам некоторых псалмов, например 50-го или 117-го. Преподобный Авксентий, по словам его жизнеописателя, сходившимся к его пещере для поучений «составлял тропари из двух-трех речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их голосом самым простым и безыскусственным. Когда несколько раз повторялся переменным пением один стих, начинали петь другой и прочие по порядку». Жизнеописатель приводит и образцы этих тропарей.

Их темы: 1) ангельское славословие Господа; 2) миротворение Божие; 3) искупление; 4 и 5) чувства покаяния; 6) прославление святых. Одним из первоначальных способов пения тропарей за богослужением был такой, что каждую строфу пели дважды - на оба лика. Отголосок этой практики заметен в нынешнем пении тропаря дважды и трижды в подготовительных к Божественной литургии службах. С умножением количества тропарей изменился способ их исполнения. В VI веке вместо повторения каждого стиха в тропаре стали повторять только последний стих. С изменением пения изменилось частично у некоторых тропарей и название. Ряд тропарей с одинаковым окончанием стали называть кондаками, а дополнительные, прибавочные к кондаку песни - икосами (от греч. слова oikos, что означает дом, храм, семейство). Создателем такого рода церковной песни считается преподобный Роман Сладкопевец, родом из Сирии, чтец и певец храма Богоматери в Константинополе. Он оставил кондаки, с большим количеством (от 14 до 24) икосов, на все важнейшие в то время праздники. Первым его кондаком, по преданию, был кондак на Рождество Христово, имевший 24 икоса, каждый из которых оканчивался словами «Отроча младо Превечный Бог». У преподобного Романа было много подражателей. Впоследствии по типу такого пения кондаков стали составляться акафисты.

Формирование порядка пения тропарей и кондаков происходило на протяжении ряда столетий и окончательно выработалось в IX веке. Типикон содержит указания о пении тропарей и кондаков на литургии во многих местах, содержащих подробное изложение порядка богослужения того или иного дня или соединения богослужения одного праздника с богослужением другого, когда таковые совпадают в один день. Типикон дает также и отдельные указания о пении тропарей и кондаков в будни, в воскресные дни, в дни памяти святых, в предпразднства и попразднства двунадесятых Господних и Богородичных праздников, как и в самые эти праздники, в праздники храмовые и престольные. Все эти указания Типикона содержатся в первой его части в главах 3, 4, 5, 12, 13, 15, 48, 49, 50, 52, а во второй части – «о храмех» - в главах 1, 2, 13, 16, 32, 36, 42, 43, 44, 52, 53, 56. Наибольшее количество указаний находится в первой части Типикона - в главе 52. Тождественные Типикону указания имеются в Псалтири следованной, в Октоихе, Минеях, Триодях и Ирмологии. Протоирей Н. Никольский в «Пособии к изучению Устава богослужения» распределяет литургийные тропари и кондаки следующим образом:

1) храмовые: а) в честь Господа, б) Пресвятой Богородицы, в) святых;
2) дневные, т.е. по дням седмицы;
3) праздничные;
4) заупокойные;
5) заключительные.