Праздничные тропари и кондаки. Виды праздников.

Автор

Тропари и кондаки святым или праздникам рядовым находятся в Минеях и Триодях. Некоторые праздники и некоторые дни памяти святых приурочены к воскресным или субботним дням и являются (вместе с этими воскресными и субботними днями) переходящими.

Например, в Неделю о расслабленном совершается память праведной Тавифы, в Неделю 5-ю Великого поста - преподобной Марии Египетской, в субботу 1-й седмицы Великого поста - великомученика Феодора Тирона, в Неделю святых жен-мироносиц - праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, в 1-е воскресенье после 29 июня (ст.ст.) - Святого Арсения, епископа Тверского, в воскресенье с 11 по 17 октября (ст.ст.) - святых отцов VII Вселенского Собора и т.д. В такие недели и субботы часто исключаются храмовые тропари и кондаки, и не только храмов святых, но и храма Христова и Богородицы. Праздничные тропари и кондаки вносят большие изменения в количество и последовательность литургийных тропарей и кондаков. Часто праздник меньший уступает место празднику большему; исключаются тождественные тропари и кондаки, если в них выражается одна и та же мысль; сокращается общее количество тропарей и кондаков на литургии. Так, в двунадесятые праздники поются только один тропарь и один кондак. Празднику Входа Господня в Иерусалим имеется два тропаря при одном кондаке. В первый день Святой Пасхи и во всю Светлую седмицу поется после тропаря перед кондаком ипакои «Предварившыя утро...». Иногда, наоборот, увеличивается количество литургийных тропарей и кондаков, если правится одновременно несколько служб разным святым, не исключающих предпразднственные или попразднственные службы с их тропарями и кондаками, или вместо них дневные тропари и кондаки.

Здесь необходимо помнить следующее. Все праздники разделяются на большие, средние и малые. Вседневные непраздничные службы не имеют такой большой разницы при пении литургийных тропарей и кондаков, какую имеют праздничные службы. Разница в первом случае зависит от дней седмицы (от дневных тропарей и кондаков), от храмовых тропарей и кондаков, от предыдущих и минувших великих праздников, от совокупности служб данного дня. Для правильного пения на литургии тропарей и кондаков в праздники необходимо помнить, как совершалась подготовительная к литургии служба (вечерня и утреня) - по типу великих или средних или малых праздников, т.е. была она бденной, или полиелейной, или со славословием.

К великим праздникам относятся прежде всего двунадесятые. Они разделяются на Владычни и Богородичные. Владычни (или Господни) праздники - это Рождество Христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Вход Господень во Иерусалим (за неделю до Пасхи, «Неделя ваий»), Вознесение Господне (в сороковой день после Пасхи), День Святой Троицы, или Сошествие Святаго Духа на апостолов (в пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (6 августа), Воздвижение Креста Господня (14 сентября). Богородичные праздники - это Рождество Богородицы (8 сентября). Введение Пресвятой Богородицы во храм (21 ноября). Сретение Господне (2 февраля), Благовещение (25 марта), Успение (15 августа). Двунадесятые праздники имеют предпразднства, попразднства и отдания. Предпразднственные песнопения приготовляют нас к достойной встрече грядущего праздника и как бы переносят во времена пророчеств, когда древние верующие с надеждой ожидали грядущих священных событий. В попразднствах повторяются праздничные песнопения. Дни попразднства есть как бы продолжение праздника. Отдание (завершение, окончание) есть последний день попразднства, повторение с меньшей торжественностью самого праздника. На второй день двунадесятого праздника - в первый день попразднства - обычно прославляются виновники или участники праздничного события. Так, во второй день Рождества Христова празднуется Собор (т.е. собрание в честь) Богородицы, на второй день Святой Троицы - День Святого Духа, после Рождества Богородицы - день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, после Сретения Господня - святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, после Благовещения - Архангела Гавриила. Эти сопутствующие великим малые праздники могут быть и накануне: так, например, Лазарева суббота перед Неделей ваий и Обновление храма Воскресения накануне Воздвижения Креста. За несколько дней до Преображения Господня совершается малый праздник в честь Происхождения (т.е. изнесения) Креста (1 августа), и этот малый праздник имеет свое предпразднство и свой особый порядок пения на литургии тропарей и кондаков как в свой день, так и в предпразднстве.

Рождество Христово имеет 5 дней предпразднства (с 20 декабря), которые заканчиваются навечерием праздника (Сочельник), и 6 дней попразднства, которые заканчиваются отданием праздника 31 декабря. Крещение Господне имеет 4 дня предпразднства (с 2 января), с навечерием, и 8 дней попразднства с отданием 14 января. Остальные Господни и Богородичные праздники имеют по одному дню предпразднства, кроме праздников Входа Господня, Вознесения и Святой Троицы, которые предпразднства не имеют. Попразднство Сретения может сокращаться, а если праздник Сретения переносится с Чистого понедельника на Прощеное воскресенье, то и совсем не бывает; не бывает в такой год и отдания Сретения. Иной год не бывает ни предпразднства, ни отдания и у праздника Благовещения. Нет отдания у праздника Входа Господня в Иерусалим. Отдание Вознесения Господня бывает за день до Дня Святой Троицы; отдание Святой Троицы - в субботу той же Троицкой седмицы; отдание Преображения - 13 августа; Успения - 23 августа; Рождества Богородицы - 12 сентября; Воздвижения Креста -21 сентября; Введения Богородицы во храм - 25 ноября. В отдания, как и в самые праздники, поются на литургии только тропарь и кондак праздника, если не случится воскресенье или иной какой малый праздник. Но в отдание праздника Введения Богородицы во храм присоединяются тропари и кондаки святых под числом. Этот порядок пения может быть образцом и для других отданий, когда к ним присоединяется служба святых, как может быть, например, в отдание Воздвижения и день памяти Святителя Димитрия Ростовского или в отдание праздника Троицы при совпадении с праздником Третьего обретения главы Иоанна Предтечи (25 мая). Предпразднственные и попразднственные тропари исключают пение храмовых тропарей: в Господне предпразднство и попразднство - храму Христову, в Богородичное предпразднство и попразднство - храму Богородицы, но не исключают тропарей малых праздников Спасителя и Богоматери, если таковые случатся в предпразднство или попразднство. Так, поются вместе тропари и кондаки предпразднства Воздвижения Креста и праздника Обновления храма Воскресения; Успенский попразднственный тропарь уступает первое место тропарю Нерукотворенного Образа; Рождественский кондак заменяется кондаком Собора Богоматери. Подобно этому и в день «Живоносного источника» за неимением указаний можно заменить Богородичным кондаком кондак Пасхи с опущением ипакои Пасхи, как опускается он в Кириопасху (совпадение Пасхи с Благовещением) или в Благовещение, случившееся в один из дней Светлой седмицы. При соединении служб Входа Господня в Иерусалим и Благовещения, если случатся эти праздники в один день, второй тропарь Ваий не поется, поскольку в нем то же содержание, что и в первом, и первым тропарем будет Благовещенский, а не Ваий, ибо Благовещение имеет по одному дню предпразднства и попразднства с отданием, а праздник Ваий таких дней не имеет, сам является предпразднством по отношению к празднику Светлого Христова Воскресения. Служба двунадесятого праздника может быть соединяема со службой храмового святого. Образ пения тропарей и кондаков на литургии в таком случае можно найти в указаниях о соединении служб Вознесения Господня и евангелисту Иоанну Богослову. Но во все даже и малые праздники Господни и Богородичные в будние дни никакие храмовые тропари и кондаки не поются, они поются в такие дни только в храмовой праздник. При совпадении великого или малого Богородичного праздника с воскресным днем первое место принадлежит воскресному тропарю. Может присоединяться и служба святых к службе малого праздника Господнего и Богородичного, и тогда поются и те и другие тропари и кондаки. Пример такого соединения можно видеть в службе 1 августа - Кресту и мученикам Маккавеям, или в отдание Введения Богородицы во храм, и этими примерами следует руководствоваться, если нет наряду соответствующих указаний. Может присоединяться служба святых и к великим Господним и Богородичным (недвунадесятым) праздникам. Указания на такие случаи есть в службах 1 января и 1 октября. Для предпразднства и попразднства такие указания даны, например, в Неделю по Рождестве Христова.

Во все великие праздники неопустительно должно совершаться всенощное бдение. Оно может совершаться как соединение вечерни с утреней (как обычно и делается), без перерыва, и может совершаться и с перерывом между вечерней и утреней (Типикон, ч.1, гл.2). Вечерня на бдении начинается при открытом алтаре, с каждением, при пении стихов предначинательного псалма вечерни, бывает вход, читаются паримии, поется лития и после нее совершается благословение хлебов. На утрене поются стихи полиелейных псалмов и величание, читается Евангелие, поется (за исключением великопостных дней), а не читается в конце утрени великое славословие. Это и есть «бдение», или «бденная служба». В этом отличие великого праздника от других.

К великим недвунадесятым праздникам относятся прежде всего храмовые и престольные праздники. За ними следуют праздники великих святых. Престольные праздники в честь святых когда они случаются в первую, кроме субботы, седмицу Четыре - десятницы, или в последние дни Страстей Христовых, или в первый день Пасхи, переносятся на другие дни. Рождество Предтечи (24 июня) и Усекновение главы его (29 августа), день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) имеют и на вторые дни попразднственные песнопения, но эти вторые дни не называются попразднствами. К великим праздникам причислен и праздник Покрова Божией Матери (1 октября). Во второй день этого праздника чтится память блаженного Андрея, имевшего отношение к праздничному событию. Причислен к великим и праздник Обрезания Господня, бывающий в один день с днем памяти Святителя Василия Великого (1 января). Последние два праздника отнесены к числу великих недавно, по Типикону 1842 года. Были в числе великих праздников дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября; так значилось по Типикону 1641 года, но в Типиконе 1682 года эти праздники причислены к средним, по неизвестным мотивам, хотя все уставные особенности их оставлены без изменения, как, например, «бдение со свечами»).

Средний праздник не имеет всенощной. Его вечерня начинается при закрытом алтаре чтением предначинательного псалма, без пения и каждения. Но бывает вход, читаются обязательно паримии; нет литии и благословения хлебов. На утрене так же, как и в великий праздник, поются стихи полиелейных псалмов и величание, читается Евангелие, а в конце утрени поется великое славословие. Вечерня имеет свой отдельный отпуст, и утреня имеет свое отдельное начало, даже когда они совершаются без перерыва, кряду, т.е. и утреня с вечера (как на пасхальных службах при соединении вечерни и утрени).

В Месяцеслове все великие праздники имеют под своим числом особый красный знак - крест в круге, каковой указывает их принадлежность к числу великих. Средние, полиелейные, праздники имеют два знака: крест в полукруге и крест без круга; оба знака также красные. Первый показывает, что праздники с крестом в полукруге могут быть по мере надобности (ввиду, например, особого местного почитания этих дней) совершены как бденные. Второй показывает, что в праздники с крестом без круга не должно быть бденной службы, а должна быть служба полиелейная. Второй знак указывает и на то, что служба под этим знаком может быть отправляема и без полиелея, только с пением великого славословия. Последнее указание относилось к службам святых, почитаемых не повсеместно, а только там, где почивали мощи их или где в память их был храм; в других же храмах в дни памяти их только иногда совершался полиелей, обычно же служба была по типу малых праздников, без паримий и полиелея, с пением великого славословия, как во вторые дни двунадесятых праздников. К разряду праздников со знаком креста без круга относится большинство праздников в честь прославленных икон Божией Матери. Но службы для них, как и русским святым, написаны с паримиями и со стихирами на литии. Возможно, последнее обстоятельство и заставило некоторых совершать каждую почти такую службу в честь икон Богоматери как бденную, иной раз с опущением литии и благословения хлебов, а то и с литией, как в престольный праздник. Однако это обстоятельство не влияет на пение литургийных тропарей и кондаков, так как и в малые, как и в великие праздники Господни и Богородичные, одинаково не поются никакие храмовые тропари, не добавляются и дневные тропари с заупокойным кондаком, но могли бы добавляться тропари святых, если бы им добавлялась вместе с Богородичной и служба. К разряду полиелейных праздников с крестом в полукруге относятся дни памяти великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (11 мая), святого равноапостольного князя Владимира (15 июля), Святителя Иоанна Златоуста (13 ноября), Святителя Николая Чудотворца (6 декабря и 9 мая), Собор Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января).

В малые праздники богослужение, так же как и в средние начинается при закрытом алтаре. Не всегда бывает вход, паримии читаются в исключительных случаях, алтарь в вечерню и в утреню закрыт до великого славословия на утрене. Не всегда поется и великое славословие. Так, не поется оно во вторые дни после некоторых двунадесятых праздников, на Сырной седмице, в седмичные дни Четыредесятницы. Основной признак малого праздника - наличие песнопений из Октоиха. В пении литургийных тропарей и кондаков в малые праздники святых почти нет никакой разницы (где она есть, она указана на ряду) по сравнению с средними (полиелейными) праздниками. Малые праздники имеют свой особый календарный красный знак - дугу и в ней три точки. Имеется у малых праздников еще такой же и черный знак, который не указывает петь славословие, а потому не исключает тропарей и кондаков дневных.