Воскресенье
Акафист Воскресению Христову
Акафист ко Святому Причащению
Воскресение Христово прославляется во многом множестве церковных песней - торжественных, радостных. Некоторые из них написаны святыми христианскими мужами в глубокой древности. Русский народ любит выражать свои молитвенные чувства в акафистном пении. И к древним церковным песнопениям о Воскресении Христовом он присоединил свои «акафисты». Самый день воскресный он чтит как праздничный и больше прочих дней седмицы, по примеру древних христиан. Уже в апостольские времена в первый день недели (Мф. 28, 1), или в день воскресный (Апок. 1, 10), христиане особенно любили собираться на общественную молитву, причащаться Святых Таин Тела и Крови Христовых (Деян. 20, 7-11), помогать нуждающимся (1 Кор. 16, 1-2). О праздновании воскресного дня всей древней Церковью свидетельствуют не только христианские писатели, но и языческие - например, Плиний младший, живший в I веке по Р.Х. Некоторые сектанты утверждают, что вместо воскресенья надо праздновать субботу, по 4-й заповеди Десятословия. Но ещё на Лаодикийском Соборе (364 год) было постановлено: «Не подобает христианам иудействовать и субботу праздновать».
Христос воскрес - и, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Воскрес и приял власть воскресить всех, кои умерли в Адаме. Воскрес и ныне воскрешает в духе тех, кои обращаются к Нему с верою и повиновением. Воскрес и тем засвидетельствовал, что учение, преподанное Им для нашего спасения, совершенно истинно, что жертва, принесённая Им за грехи всего мира, принята, что права на Царство Вечное, от Него пред смертью нам дарованные, утверждены, что воля Его, дабы и мы все были там, где теперь Он (Ин. 12, 26), и видели славу Его, будет исполнена.
Воистину, «…Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» Без всякого преувеличения можно сказать, что слава Воскресения Спасителя нашего более значительна для нас, чем для Него. Он и без Воскресения остался бы возлюбленным Сыном Отца и наслаждался бы у Него славою, которую имел... прежде бытия мира (Ин. 17,5); а из нас многие, без Воскресения Его, может быть, не знали бы наверно и того, что Он не был обманщиком, за которого выдавала Его злоба иудеев (Мф. 27, 63). Как же нам после этого не торжествовать и не петь в честь и славу Воскресшего Господа?
Итак, те, кто в мыслях своих любит обнимать судьбу всего человечества и желал бы найти средство к освобождению его от всех зол, - возрадуйтесь и возвеселитесь! Средство сие найдено на Небе: есть Самим Богом ниспосланный Спаситель, Который отрет некогда всякую слезу с очей (Апок. 21,4) страдальца. После сего остается только следовать Его предначертаниям, распространять Его свет, разливать Его жизнь. Те, кто вздыхает под тяжестью склонной ко греху природы и не знает, как свергнуть иго страстей, - ободритесь и утешьтесь! Тайна пакибытия духовного разгадана на Голгофе: есть Самим Богом посланный Разрешитель уз греховных. После сего вам остается только пользоваться средствами благодати, Им дарованными, прививаться к Нему верой и любовью, ходить по стопам Его. Те, кто ищет бессмертия истинного, славы неувядаемой, - не ищите их нигде, кроме Гроба Христова: здесь источник жизни и нетления. Воскресший соделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему Жизнь Вечную.
О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешения, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы и празднуем Воскресение. Что неизбежнее первого и что нужнее последнего! Там, где мудрость земная теряется и не знает, что делать, молчит или ропщет, - там христианская вера наибольше и оказывает свое божественное действие, озаряет, утешает и живит.
Познаем же, братие, наше сокровище и научимся дорожить им как должно: не будем так легкомысленны, чтобы увлекаться всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Ефес. 4, 14). Многие могут обещать спасение, но Один только может дать его - Тот, Кто взошел для сего на Крест и восстал из гроба. С Креста, взошед на него добровольно, не говорят неправды; из гроба не восстают для лжи. Будем же верны и в делах, и в жизни Воскресшему, как Он был и есть верен нам.
Понедельник
Акафист Архангелу Божию Михаилу
Акафист Святому Ангелу Хранителю
Понедельник посвящен Святой Церковью призыванию и прославлению святых Ангелов, которые, как первосозданные в Церкви первородных (Евр. 12, 23) и ближайшие к престолу Всевышнего (Апок. 8, 3-4), занимают первое место в лике святых, после Божией Матери, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Имя Ангел означает вестник. Архангел, следовательно, есть вестник главный. Так называются Ангелы потому, что они в отношении к людям - провозвестники воли Божией. По природе своей Ангелы - существа духовные, разумно свободные, бесплотные и потому невидимые; будучи одарены высокой степенью силы и могущества, они наслаждаются бытием самым блаженным.
Много ли Ангелов? Число их известно одному Богу. Из слова Божия видно только, что оно чрезвычайно велико. Пророк Даниил (Дан. 8, 10) и святой Апостол Иоанн (Апок. 5, 11) видели вокруг престола Божия Ангелов тысячи тысяч и тьмы тем.
Есть ли между Ангелами какое-либо первенство и подчиненность? Есть, ибо в Священном Писании упоминаются не Ангелы только, но и Архангелы. Некоторые из Ангелов называются также Властями, без сомнения, по их власти над другими. Святой Дионисий Ареопагит, муж апостольский, на основании слова Божия, исчисляет в своей книге «О Небесной Иерархии» девять чинов в мире Ангельском: Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Желающий может прочитать в этой книге, чем один чин Ангельский отличается от другого.
Когда сотворены Ангелы? Прежде человека, потому что, как говорит Господь у Иова; егда сотворены быта звезды (в четвертый день), восхвалиша Мя гласом велиим ecu Аигели Мои (Иов 38, 7), - прежде мира видимого, потому что Моисей, говоря о творении мира в первые три дня, об Ангелах не упоминает.
Где обитают Ангелы? Везде, но преимущественно на Небе, окрест престола Божия, то есть там, где наиболее Бог открывает для них славу Свою, а чрез них волю Свою.
Велико ли ведение Ангелов? Весьма велико в сравнении с человеческим. И сами по себе, по своему существу и положению, они знают многое, чего не можем знать мы. Но они, кроме сего, участвуют в тайнах Божиих и приемлют непосредственное озарение от Пресвятой Троицы. Впрочем, Ангелы невсеведущи: это совершенство принадлежит одному Богу.
Как же Ангелы могут знать молитвы и прошения наши, если они невсеведущи? Через Бога всевидящего. Ангелы, по слову Спасителя, всегда видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18,10), а в сем лице, как в зеркале, отражается все.
Велико ли могущество Ангелов? Несказанно выше человеческого. Посему они могут творить такие дела, кои превышают силы природы и для нас чудесны. Так, например, Ангел в одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч ассириян за оскорбление имени Божия (4 Цар. 19, 35).
В чем состоит деятельность Ангелов? В прославлении совершенств Божиих и в исполнении воли Творца, особенно касательно спасения человеческого.
Могут ли Ангелы грешить? Как существа свободные, они вначале, подобно людям, могли злоупотреблять своей свободой и впасть в грех, как и впали некоторые. Но те, кои остались верными Творцу своему, в продолжение времени настолько утвердились в добре, что теперь грех для них сделался невозможным не потому, чтобы они не могли преступить воли Божией, но потому, что не захотят сделать сего.
Все ли Ангелы остались верными своему долгу и удержали свое достоинство? Нет, не все Сатана с подвластным ему ликом ангельским, предавшись гордости, отпал от Бога и за сие ниспал навсегда из мира Ангельского в преисподнюю.
В каком отношении Ангелы к людям? В самом благотворном для людей: все они, по уверению слова Божия, - служебные духи, посылаемые на служение нам для получения спасения (Евр. 1, 14).
Не унижается ли достоинство Ангелов служением их людям? Нисколько, потому что служение их по любви и по примеру Самого Господа, Который приходил на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою в избавление за всех нас. Ангелы служат людям, как старшие малолетним, здравые недужным, свободные пленным, зрящие слепым.
Известны ли какие-либо опыты служения Ангельского спасению человеческому? Ими исполнена вся Священная История. Ангелы были руководителями патриархов; чрез них дан на Синае закон Израилю; Ангелами возвещено зачатие, воспето Рождение, оглашено Воскресение и проповедано Вознесение Спасителя; Ангелы споспешествовали апостолам в распространении веры христианской; Ангелы, как видно из Апокалипсиса, посылаются Господом для совершения суда над царствами и народами; Ангелы же в конце мира соберут всех людей на Суд всемирный.
Нет ли у Ангелов еще особого какого-либо союза с людьми? Есть. Это союз Ангела Хранителя с человеком, им хранимым. Дух, душа и тело наши; ум, воля и совесть наши; весь человек служат заботой охранения Ангела Хранителя от всего дурного, злого и направления ко всему доброму.
Можно ли в надежде на Ангела Хранителя предаваться опасностям? Никак. Не искушай Господа Бога твоего - надо всегда отвечать на подобные мысли, по примеру Спасителя (Мф. 4, 6-7). На одно мы твердо и всегда можем и должны решаться в надежде на помощь Ангела Хранителя или (что то же самое) на помощь Божию: это - сражение с нашей природой греховной; тут победа всегда возможна, потому что всегда необходима.
Можно ли убедиться на собственном опыте, что у каждого из нас есть Ангел Хранитель? Не только можно, но и должно. Можно, ибо охранение нас Ангелом Хранителем, как действие постоянное, могущественное и разнообразное, не может не быть весьма ощутительным и заметным для всякого внимательного. Должно, ибо не ощущение Ангельского охранения над собой предполагает в нас невнимание к нему и слабость союза нашего с Ангелом Хранителем.
Можно ли потерять Ангела Хранителя? Можно, - чрез провождение греховной жизни и нераскаянность Тогда Ангел отступает от человека и открывается ближайший' доступ к человеку-грешнику ангела тьмы.
Может ли грешник возвратить себе своего Ангела Хранителя? Самый великий грешник может сделать это и примириться со своим Ангелом Хранителем посредством искреннего раскаяния во грехах и оставления их навсегда. В таком случае великая радость бывает для Ангела Хранителя на земле и для всех прочих Ангелов на Небе.
Увидит ли когда-либо каждый из нас своего Ангела Хранителя? Увидит в час смерти своей, ибо Ангел Хранитель остается единым спутником души по разлучении ее с телом. Тогда-то узнает каждая душа, кто хранил ее от всякого зла. Но это свидание с Ангелом Хранителем не одинаково для всех. Для душ добрых оно - источник взаимной радости и благодарения, а для душ нераскаянных грешников - источник стыда, печали и вечных угрызений совести.
Должно ли почитать Ангелов? Должно, ибо как не оказывать им почтения, высшим нас существам, помощникам нашим и хранителям!
Можно ли поклоняться Ангелам, как поклоняемся Богу и Спасителю нашему? Нет, такого поклонения не приемлют Ангелы, потому что оно, как подобающее только одному Богу, противно их ревности к славе Божией. Когда тайновидец поклонился Ангелу, приняв его за Спасителя, то Ангел сказал: Не делай сего; ибо я сослужитель тебе... Богу поклонись (Апок. 22, 9).
Какое же поклонение прилично Ангелам? То, которое состоит в признании и прославлении их совершенств, поскольку в них отражается слава Творца; в призывании их на помощь с изъявлением пред ними знаков любви; в подражании их Ангельским нравам и деяниям.
Обратимся же с молитвой к Ангелам о помощи на совершение благих дел, на подвиги самоотвержения, смирения и любви христианской, на побеждение соблазнов, на искоренение в себе худых навыков и страстей. Усердно молящегося вразумят сами Ангелы.
Вторник
Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Акафист великомученику Пантелеймону
После Ангелов Святая Церковь прославляет и призывает в своих молитвах пророков, как древнейших слуг в божественном вертограде Царства Христова (Мф. 21, 33-42), а между пророками - преимущественно Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, как более славного из них. В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Святого Духа, жил святым девственником и скончался святым мучеником.
О зачатии Иоанна его отцу, священнику Захарии, было возвещено Архангелом Гавриилом (Лк. 1 гл.). В воспоминание зачатия Предтечи Православная Церковь издавна установила праздник; но более торжественно она прославляет рождение, о котором и в Евангелии сказано, что многие возрадуются (Лк. 1, 14).
Будучи Предтечей Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечей и в проповеди Евангелия. Об этом его высоком служении, имевшем предварить служение Спасителя мира, было предвозвещено древними пророками (Ис. 40, 3; Мал. 3, 1; 4, 5). И дело своего служения Иоанн совершил так, что, по слову Господа, он бил светильник, горящий и светящий (Ин. 5, 35). Все почитали его за великого пророка, а некоторые склонны были думать, не он ли Христос.
Житель пустыни, великий постник, одетый во власяницу из верблюжьей шерсти, Иоанн на берегах Иордана призывал всех покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния. Он бесстрашно говорил истину гордым и мстительным фарисеям и саддукеям, корыстолюбивым мытарям, обидчикам-воинам, самому Ироду-царю. Он преподал урок исправления, который может быть исполнен всяким. Этот урок - действуй каждый добросовестно, как требует Закон Божий и гражданский, не криви душой ни в малом, ни в великом, а иди прямо. Слуга ли ты - служи как следует; ремесленник ли - трудись по совести; торгуешь ли - торгуй по правде; чиновник ли - чиновничествуй, как тебе указано, и прочее, во всем имея в виду благо ближнего и славу Божию.
Предтеча Господень предварил и добровольные страдания Спасителя, смерть Его и сошествие во ад для проповеди Евангелия всем ожидавшим с верою в Спасителя мира освобождения из ада. Мученическая кончина Иоанна предостерегает каждого от увлечения страстями, подобно Ироду и Иродиаде, а Святая Церковь на примере неразумной клятвы Ирода объясняет, что лучше нарушить такую клятву, чем, исполняя ее, совершить новый грех.
Среда
Акафист Иисусу Сладчайшему
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
В среду Господь наш Иисус Христос был предан Иудой Искариотским на страдания и смерть (Мф. 26, 14-16), и Церковь с апостольских времен посвятила этот день благоговейному воспоминанию предания Господа на страдания и смерть. По свидетельству древних писателей (например, Тертуллиана, жившего во II веке), христиане в среду (и пятницу) постились и собирались в храмы для общественного богослужения, но по глубокому сокрушению о грехах своих, подвергших Господа на добровольные за нас страдания и смерть, не приступали к причащению Святых Таин Тела и Крови Христовых. Отсюда ведется обычай Православной Церкви по средам (равно как и пятницам) поститься, а в Великом посте совершать литургии только Преждеосвященных Даров. В эти дни особенно подобают воздыхания грешной души к своему Спасителю: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!
Сбылось слово Спасителя, что ученики Его, истинные христиане, когда Он отымется от них, будут вспоминать это время постом в знак своей скорби (Мф. 9, 15).
Четверг
Акафист Святителю Николаю
Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
Четвертый день седмицы посвящается Церковью святым апостолам и Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому. В божественном вертограде Церкви Христовой после пророков, первых его деятелей, вторые - апостолы, а также их преемники - святители архипастыри. Апостолам Господь, по Воскресении Своем, отдал возделывать виноград Церкви Божией (Мф. 21, 33-41). Кроме того, в четверг Он соединил их в Сионской горнице и среди них установил Таинство Святого Причащения; в четверг же на Елеоне апостолы получили окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей (Деян. 1, 8).
Из всех святителей Церковь прославляет Святителя Николая преимущественно, как угодника Божия, угодника и людям, во всех делах веры и благочестия, во всех бедах и скорбях наших поспешающего со своей помощью. Только христиане-протестанты (и между ними наши сектанты) не чтут святого Николая Угодника; даже магометане и язычники обращаются к нему с молитвою о помощи в скорбях и явно получают. Святая душа пастыря Мирликийского - целый рай добродетелей. Прекрасна и достославна святая ревность по вере и благочестию, которой пламенел Святитель, как новый Илия, восставая против лжеучения еретического. О, как много подвигов встретила бы эта святая ревность в наше время, когда дух века дышит маловерием и неверием, когда разные лжеучители уловляют простые души лестью в сети погибельного заблуждения! Прехвальны и достолюбезны кротость и незлобие Святителя Николая, глубокое смирение, великое воздержание, высокая нестяжательность; но примечательнее всего - его человеколюбие, милосердие и сострадательность к несчастным, о коих мысль сама собой соединяется с именем Николая Угодника Божия, отца сирых, помощника беспомощных, утешителя страждущих, защитителя гонимых.
Пятница
Акафист Божественным Страстям Христовым (Пассия)
Акафист на Воздвижение Креста Господня
Пятница посвящена воспоминаниям о крестной смерти Спасителя мира. Умирая, Господь преподал нам великую науку жизни в Своих немногих предсмертных словах, и по ним наука жизни есть наука страдания, утешения, любви, прощения, совершенства, одним словом, наука смерти.
Первое слово, сошедшее с уст Его, было слово прощения: «Отче, - говорил Он, уже поднятый на кресте, - отпусти им, (мучителям): не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Что может быть мучительнее страдания невинного? Но Божественный Страдалец не сделал Своим врагам и этого справедливого упрека: «За что вы Меня истязаете?» Он простил им и простил вполне. Говори же и ты, брат мой, страдалец без вины, говори вместе с Ним: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят». В Царстве Христа не должно быть мщения, убийств, не должно быть мечей, направленных для усмирения человека-зверя; нужно подражать Христу и ни в каком случае не замыкаться для чувства прощения. Да будет благословен Господь, возведший в обязанность и утвердивший царство безграничного милосердия и прощения!
Днесь со Мною будеши в Раи (Лк. 23, 43) - это второе слово Спасителя со креста распятому покаявшемуся разбойнику.
Все мы - грешники, хотя и в различной степени. У нас так много собственных пороков, что часто мы бываем виновнее признанных злодеев. Одни убивают тело, другие развращают дух и убивают душу. Из этих двух преступлений которое больше перед Богом?.. Однако мы не избегнем смерти; она нас стережет, все мы в свое время будем пригвождены к смертному одру и должны будем испустить последний свой вздох. В чем же будем мы иметь нужду в тот страшный час? В надежде. Потому что когда, приближаясь к смерти, человек начинает живо сознавать свои недостатки, то возникающий вдруг мучительный порыв отчаяния заполняет ум и сердце его и часто делает невозможным спасение. Но пусть не отчаивается никто, кто бы ни был, как бы много ни согрешил. Не отчаивайтесь, падшие девы и юноши! Не отчаивайтесь, неверные жены! И вы, мужья, удрученные тяжестью всяких тайных грехов, не отчаивайтесь! Клятвопреступники, угнетатели слабых, изменники справедливости и изменники веры, не отчаивайтесь! С тех пор, как Христос сказал разбойнику: Днесь со Мною будеши в Раи, - отчаяние побеждено. Грешник! Рай - твоя надежда - обещан тебе Христом. Только покайся, по примеру разбойника, и с верою его скажи из глубины сердца: «Прости мне, Господи, мои вины, помяни меня во Царствии Твоем». Только не отлагай своего покаяния и исправления своей жизни до последней минуты; кайся чаще, кайся и исправляйся после каждого греха: легче будет каяться на пороге смерти.
У подножия креста взор Божественного Страдальца остановился на Матери Его и возлюбленном ученике, приблизившихся ко кресту как бы для того, чтобы смешать свое горе со скорбью Распятого. «Жено, се, сын Твой, - сказал Он Матери и, - Се, Маши твоя», - ученику (Ин. 19, 26-27). И в страданиях Он заботился не о Себе, а о других, о нас. Все простые души, все христиане с живой верой чувствуют себя с этого часа сынами Матери Божией, полной милосердия в Своих ходатайствах за нас перед Сыном Своим и Богом.
Женщины! Обратите внимание на дивный закон Провидения и измерьте высоту, на которую благоволил поднять вас Христос в лице первой из вашего пола и, после Христа, - в человечестве.
Четвертое слово Христа на кресте было полно тоски: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил (Мф. 27, 46; Мк. 15, 34). В чем состояло страдание Его? Можно терпеть страшные мучения телесные, как все христианские мученики терпели за Христа, можно страдать от всевозможных оскорблений людских, можно видеть своих друзей бессильными помочь в страданиях и только увеличивающими их своей скорбью; но и в таком случае нам остается еще утешение, что наши страдания и невинность Бог видит и не оставит нас Своей любовью. Но Христос не имел этого утешения, ибо приносил жертву правосудию Божию за грехи всего мира.
Оставленный Своим Небесным Отцом в неизреченных муках, Христос изрек новое слово: «Жажду» (Ин. 19,28). Эта жажда Его имеет глубокий смысл. Своим возгласом: «Жажду» - Он не только выдавал страшную муку, Он выражал внутреннюю жажду души, огонь Его горячей любви; и эта жажда была жгучее, неутомимее физической жажды. Чего же хотел Христос перед последним Своим вздохом? К чему с таким жаром стремилась Его любовь?.. Он хотел сообщить всем людям Божественную Жизнь, всей полнотой которой Он обладал.
Шестое слово Христа было: «Совершилось» (Ин. 19, 28). Это значило: Я засвидетельствовал истину, показал путь, открыл вам источник Духа Божия, умиротворил Правосудие Божие, и разгневанный Господь стал Небесным Отцом, а вы - все между собою братья, и отныне неуместны среди вас ссоры, распри; неуместна привязанность к земле и ее временным благам; отныне отверзто для вас закрытое раньше Небо; туда, к вечному своему Отечеству, теперь устремляйтесь.
Последнее слово Христа: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). Воскликнув это, Он преклонил голову и умер. Христос научил нас умирать. Когда наступит смертный час, надо пробудить в своем сознании мысль об Отце Небесном. Пробужденная совесть уяснит себе при свете смерти все, что она сделала хорошего и что худого; она воздаст благодарение Богу и испросит себе прощение. Если у вас в распоряжении будет только одна секунда, чтобы взглянуть в лицо смерти, - вспомните о Голгофе, умирающем на ней Христе и, покидая этот мир, скажите только одно слово, лишь бы оно исходило из самой глубины вашей совести: «Отче! В руки Твои предаю дух мой». После этого вы отойдете с миром.
Суббота
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист о упокоении всех усопших
В пятницу Спаситель вознесен был на Крест. Поэтому в субботу Святая Церковь ублажает всех святых, которых Вознесенный на Крест привлек к Себе, в жилище вечного блаженного упокоения. Вместе с тем, Церковь просит их предстательства перед Христом за всех усопших в надежде воскресения Жизни Вечной и упокоить их в Царстве Небесном. Так, Церковь земная, для спасения нашего основанная Господом, находится в теснейшем общении с Церковью Небесной. Все от века веровавшие и верующие во Христа, как Спасителя мира, живые и умершие с этой верой, и святые Ангелы составляют Единую Церковь, как одно Тело, под единой Главой Самого Господа Спасителя (Кол. 1, 18-23). Поэтому Апостол Павел пишет христианам: «Ви приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).
Какой связью соединена земная Церковь с Небесной? Связь, соединяющая их, есть молитва веры, скрепляемая чувством взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).
С нашей стороны любовь выражается в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. Со стороны Церкви Небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас перед Богом.
Откуда это усматривается? Это следует из Священной Библии. В книге Сираха сказано, что еще древняя еврейская Церковь воздавала хвалу праведникам (Сир. 44, 14). Такую хвалу или почет принес Иисус Навин Ангелу у стен Иерихонских, а сыны пророческие подобным же образом прославили святого пророка Елисея своим поклонением (4 Цар. 2, 15).
В Новом Завете Господь сказал об апостолах: «Я славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот в религиозном трепете припал к ногам их (Деян. 16, 29).
Почему же Апостол Петр и Ангел запретили кланяться себе, о чем написано в книге Деяний и в Откровении (Деян. 10, 25-26; ср. Откр. 22, 8-9)?
Потому, что поклонение Корнилия перед Апостолом Петром и Иоанна Богослова перед Ангелом было близко к обожению? На это и указали в своих запрещениях поклоняться им Апостол Петр и Ангел. Обожение тварей противно первой заповеди Десятословия. Но когда святые мужи воздавали только почтительное поклонение Ангелам и Божиим угодникам, за это их не осуждает Слово Божие. Так, Иисус Навин поклонился Ангелу у стен Иерихонских (Нав. 5, 14-15), сыны пророческие упали пред Елисеем (4 Цар. 2, 15) и не были осуждены.
Почему, в частности, православные прославляют Божию Матерь, называют Ее Царицей Небесной и совершают в честь Ее множество праздников? Потому, что прежде нас прославил святой Ангел, сказавший Ей в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная!.. Благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). И Божия Матерь пророчески возвестила тогда: «Отныне будут ублажать меня все роды» (Лк. 1, 48). Вот, размышляя о благодеяниях, доставленных Божией Матерью роду человеческому, православные христиане и прославляют Ее с умилительной торжественностью в особых праздничных службах. А что мы Божию Матерь называем Царицей Небесной, так это потому, что так пророчески сказал святой Давид о Ней: «Стала Царица одесную (Бога Христа) в Офирском золоте» (Пс. 44, 10). Господь наш теперь на Небесах (Мк. 16, 19) как Царь. С Ним пребывает и Матерь Его - Святая Дева. Потому Она и Царица; потому «Имя Ея памятно в «род и род»; потому народы и славят Ее «во веки и веки» (Пс. 44, 10. 18).
Почему мы призываем святых в молитвах? Потому, что постоянно нуждаемся в их помощи и веруем, что много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). В такой вере укрепляет нас Сам Бог. Некогда Он приказал молиться святым. Он говорил друзьям Иова: «Пойдите к рабу Моему Иову... и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» (Иов. 42, 8).
Заповедь Божия, данная живым по плоти людям, применима ли к христианам, когда они молятся умершим плотию праведникам? Применима вполне. По словам Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. У Него все живы» (Лк. 20, 38). Значит, по смерти тел праведники не исчезают бесследно перед Господом. Они всегда живут духом и прославляют Его (Откр. 5, 9). Поэтому же праведники и за гробом могут молиться за себя и за нас - земных людей. Так молились души убиенных за Слово Божие, говоря: «Доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6, 9-10). «Не судишь», то есть не проявляешь окончательно Своей правды на земле, где еще спасаются христиане.
Призывали ли люди Божии в своих молитвах святых угодников после их телесной смерти? Призывали, хотя в Библии обычай этот изображен прикровенно, в выражениях, требующих пояснений. Но для того есть свои особенные причины, понятные для христиан. В Ветхом Завете, до Христа, праведники на Небе не были еще прославленными и находились до времени как бы в темнице (1 Петр. 3, 19); а книги Нового Завета писались самыми первыми «устроителями» Церкви - апостолами. И потому, естественно, все их внимание обращено на Христа, хотя они с высоким почитанием относились к древним праведникам (Евр. 11). При всем том из Библии видим, что, например, пророк Моисей молился: «Вспомни (Господи) рабов Твоих Авраама, Исаака и Иакова...» Этими словами Моисей исповедует великое значение патриархов перед Богом. Упоминанием их во время своей молитвы он как бы делает их своими ходатаями и помощниками. В древности верующие были проникнуты сознанием, что святые, после их телесной смерти, действительно молятся за нас. Подобным образом верили благочестивые иудеи, молился за народ еврейский умерший плотию Иеремия (2 Мак. 15, 14).
В Новом Завете за христиан молятся души убиенных праведников (Откр. 6, 10).
Откуда особенно ясно видно, что в древнейшей христианской Церкви умершие по плоти святые действительно призывались верующими в молитвах? Это с очевидностью следует из первоначальных христианских литургий, ведущих свое происхождение от апостолов Иакова, Петра и евангелиста Марка. На этих литургиях святые не только прославлялись в песнопениях, но и призывались в молитвенную помощь верующими. Молитвенного заступления о себе перед Богом христиане особенно просили у Святой Девы Марии: да сбудется сказанное о Ней у Псалмопевца: «Дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» (Пс. 44, 13). И Святая Дева помогала всегда просящим ее о помощи, что видно уже из Евангелия и еще более - из жизни Церкви.
Как же святые и Божия Матерь могут молитвенно ходатайствовать за нас перед Богом, когда у христиан один Ходатай - Христос (1 Тим. 2, 5)? С Кровью, действительно, только один Господь ходатайствует за грешный мир, но молитвенников, ходатаев во имя Христа (Ин. 14, 12-14; 16, 23-24), у нас много, как сказал Апостол: «По ходатайству многих, многие возблагодарили за нас Бога» (2 Кор. 1, 11). В этом только смысле православные и Божию Матерь называют своей Ходатаицей, Единой Надеждой.
Каким образом святые слышат наши молитвы? Они слышат нас не своей силой, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих (Мф. 19, 26). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пророка Елисея. Ахия пророк хотя был слеп, но по озарению Духа Божия узнал пришедшую к нему жену Иеровоама (3 Цар. 14, 4-6). Пророк Елисей знал с том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне (4 Цар. 5, 25-27; 6, 8-12).
Святая Церковь должна ли поддерживать связь и с душами своих немощных братьев, умерших в Господе? Непременно должна.
Что нас побуждает поддерживать эту связь? Вера в то, что наши братья душами всегда живи у Господа (Лк. 20, 38), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8), не имеет конца.
Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). Мы и молимся по долгу любви, а любовь, как сказано, безгранична (1 Кор. 13, 8), вечна. И другой Апостол написал нам в назидание: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5, 16). Вот мы и молимся за братьев наших с мыслью, что они не имеют смертных грехов, и надеемся своими молитвами помочь им очиститься в совести и получить Жизнь в Боге.
Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю: не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 5. 8).
Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге (2 Мак. 12, 42-45). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7). Словами «преломлять для них хлеб» пророк свидетельствует, что поминать умерших вкушением хлеба, а тем более молитвами - полезно для усопших.
На чем основываются молитвы за умерших у христиан православных? Прежде всего на нашем подражании обычаю Церкви Апостольской. Но, помимо того, и в новозаветных писаниях сказано: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). Умершие братья, после телесной смерти, живы перед Господом (Лк. 20, 38); они молятся за нас (Откр. 6, 9, 10). Обязаны и мы молиться об упокоении их душ, тем более что умираем мы все с согрешениями (Иак. 3, 2). А у Бога возможно прощение грехов после телесной смерти человека - до Страшного Суда (Мф. 12, 32).
Помимо этих общих оснований, заимствуемых нами из Священной Библии, что особенно побуждает нас молиться за умерших братьев? Как сказано, подражание примеру древней Церкви Апостольской. В апостольский век христиане, особенно напоенные вразумляющей благодатью Божией, молились за умерших своих братьев. Это очевидно, например, из литургии Апостола Иакова. В одной из ее молитв за умерших мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведнаго до дня сего. Сам упокой их в селениях живых, во Царствии Твоем».
Кроме апостола Иакова, о молитвах древних христиан за умерших сохранилось свидетельство в творениях святого Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии», гл. 7, п. 4), Тертуллиана, у Оригена, образованнейшего мужа своего времени, а также у святителя Киприана Карфагенского. Вообще же можно сказать, что вера в необходимость молитв за умерших была общей в древнехристианской Церкви.
Каким образом с этой верой согласовать слова притчи Христовой: между нами и вами великая пропасть утверждена, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут (Лк. 16, 19-31)? Приведенные слова притчи Христовой, которые нельзя понимать в их буквальном смысле и которые, во всяком случае, не разрушают православной веры, относятся к Ветхому Завету, когда на земле царили Моисеев «закон и пророки» (Лк. 16, 29). Тогда ад не был побежден страданиями Христа. Ныне же крестной смертью Господа открыт свободный переход из ада в рай (1 Петр. 3, 18-19). Этим переходом сами «хотящие» усопшие воспользоваться не могут. Они не в состоянии уже обнаружить добрых дел любви и милосердия к ближним (Мф. 7, 21). Потому мы и должны содействовать их спасению своими братскими молитвами (Ин. 15, 7).
Что особенно усиливает значение наших молитв за умерших? Вера в то, что теперь нет еще окончательного суда над умершими. До страшного Пришествия Христова и праведники лишь отчасти блаженствуют (Откр. 6, 10-11). Полный суд над умершими людьми откроется после Второго Пришествия Христова, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24, 29).
Этого «страшного» Пришествия Христова еще не было, а потому грешники пока ждут последнего решения своей участи. Теперь за них полезно и необходимо молиться, как молились в древности все подвижники и святые отцы Православной Церкви.
Зная это, поучает святитель Иоанн Златоуст, будем помнить, какие утешения мы можем доставить усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников - милостыни, молитвы, поминовения, особенно на литургии: будем и совершать это утешение им не без пользы и для своей души (Беседа 21 на Деяния).
В пятницу Спаситель вознесен был на Крест. Поэтому в субботу Святая Церковь ублажает всех святых, которых Вознесенный на Крест привлек к Себе, в жилище вечного блаженного упокоения. Вместе с тем, Церковь просит их предстательства перед Христом за всех усопших в надежде воскресения Жизни Вечной и упокоить их в Царстве Небесном. Так, Церковь земная, для спасения нашего основанная Господом, находится в теснейшем общении с Церковью Небесной. Все от века веровавшие и верующие во Христа, как Спасителя мира, живые и умершие с этой верой, и святые Ангелы составляют Единую Церковь, как одно Тело, под единой Главой Самого Господа Спасителя (Кол. 1, 18-23). Поэтому Апостол Павел пишет христианам: «Ви приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).
Какой связью соединена земная Церковь с Небесной? Связь, соединяющая их, есть молитва веры, скрепляемая чувством взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).
С нашей стороны любовь выражается в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. Со стороны Церкви Небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас перед Богом.
Откуда это усматривается? Это следует из Священной Библии. В книге Сираха сказано, что еще древняя еврейская Церковь воздавала хвалу праведникам (Сир. 44, 14). Такую хвалу или почет принес Иисус Навин Ангелу у стен Иерихонских, а сыны пророческие подобным же образом прославили святого пророка Елисея своим поклонением (4 Цар. 2, 15).
В Новом Завете Господь сказал об апостолах: «Я славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот в религиозном трепете припал к ногам их (Деян. 16, 29).
Почему же Апостол Петр и Ангел запретили кланяться себе, о чем написано в книге Деяний и в Откровении (Деян. 10, 25-26; ср. Откр. 22, 8-9)? Потому, что поклонение Корнилия перед Апостолом Петром и Иоанна Богослова перед Ангелом было близко к обожению. На это и указали в своих запрещениях поклоняться им Апостол Петр и Ангел. Обожение тварей противно первой заповеди Десятословия. Но когда святые мужи воздавали только почтительное поклонение Ангелам и Божиим угодникам, за это их не осуждает Слово Божие. Так, Иисус Навин поклонился Ангелу у стен Иерихонских (Нав. 5, 14-15), сыны пророческие упали пред Елисеем (4 Цар. 2, 15) и не были осуждены.
Почему, в частности, православные прославляют Божию Матерь, называют Ее Царицей Небесной и совершают в честь Ее множество праздников? Потому, что прежде нас прославил святой Ангел, сказавший Ей в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная!.. Благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). И Божия Матерь пророчески возвестила тогда: «Отныне будут ублажать меня все роды» (Лк. 1, 48). Вот, размышляя о благодеяниях, доставленных Божией Матерью роду человеческому, православные христиане и прославляют Ее с умилительной торжественностью в особых праздничных службах. А что мы Божию Матерь называем Царицей Небесной, так это потому, что так пророчески сказал святой Давид о Ней: «Стала Царица одесную (Бога Христа) в Офирском золоте» (Пс. 44, 10). Господь наш теперь на Небесах (Мк. 16, 19) как Царь. С Ним пребывает и Матерь Его - Святая Дева. Потому Она и Царица; потому «Имя Ея памятно в «род и род»; потому народы и славят Ее «во веки и веки» (Пс. 44, 10. 18).
Почему мы призываем святых в молитвах? Потому, что постоянно нуждаемся в их помощи и веруем, что много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). В такой вере укрепляет нас Сам Бог. Некогда Он приказал молиться святым. Он говорил друзьям Иова: «Пойдите к рабу Моему Иову... и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» (Иов. 42, 8).
Заповедь Божия, данная живым по плоти людям, применима ли к христианам, когда они молятся умершим плотию праведникам? Применима вполне. По словам Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. У Него все живы» (Лк. 20, 38). Значит, по смерти тел праведники не исчезают бесследно перед Господом. Они всегда живут духом и прославляют Его (Откр. 5, 9). Поэтому же праведники и за гробом могут молиться за себя и за нас - земных людей. Так молились души убиенных за Слово Божие, говоря: «Доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6, 9-10). «Не судишь», то есть не проявляешь окончательно Своей правды на земле, где еще спасаются христиане.
Призывали ли люди Божии в своих молитвах святых угодников после их телесной смерти? Призывали, хотя в Библии обычай этот изображен прикровенно, в выражениях, требующих пояснений. Но для того есть свои особенные причины, понятные для христиан. В Ветхом Завете, до Христа, праведники на Небе не были еще прославленными и находились до времени как бы в темнице (1 Петр. 3, 19); а книги Нового Завета писались самыми первыми «устроителями» Церкви - апостолами. И потому, естественно, все их внимание обращено на Христа, хотя они с высоким почитанием относились к древним праведникам (Евр. 11). При всем том из Библии видим, что, например, пророк Моисей молился: «Вспомни (Господи) рабов Твоих Авраама, Исаака и Иакова...» Этими словами Моисей исповедует великое значение патриархов перед Богом. Упоминанием их во время своей молитвы он как бы делает их своими ходатаями и помощниками. В древности верующие были проникнуты сознанием, что святые, после их телесной смерти, действительно молятся за нас. Подобным образом верили благочестивые иудеи, молился за народ еврейский умерший плотию Иеремия (2 Мак. 15, 14).
В Новом Завете за христиан молятся души убиенных праведников (Откр. 6, 10).
Откуда особенно ясно видно, что в древнейшей христианской Церкви умершие по плоти святые действительно призывались верующими в молитвах? Это с очевидностью следует из первоначальных христианских литургий, ведущих свое происхождение от апостолов Иакова, Петра и евангелиста Марка. На этих литургиях святые не только прославлялись в песнопениях, но и призывались в молитвенную помощь верующими. Молитвенного заступления о себе перед Богом христиане особенно просили у Святой Девы Марии: да сбудется сказанное о Ней у Псалмопевца: «Дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое» (Пс. 44, 13). И Святая Дева помогала всегда просящим ее о помощи, что видно уже из Евангелия и еще более - из жизни Церкви.
Как же святые и Божия Матерь могут молитвенно ходатайствовать за нас перед Богом, когда у христиан один Ходатай - Христос (1 Тим. 2, 5)? С Кровью, действительно, только один Господь ходатайствует за грешный мир, но молитвенников, ходатаев во имя Христа (Ин. 14, 12-14; 16, 23-24), у нас много, как сказал Апостол: «По ходатайству многих, многие возблагодарили за нас Бога» (2 Кор. 1, 11). В этом только смысле православные и Божию Матерь называют своей Ходатаицей, Единой Надеждой.
Каким образом святые слышат наши молитвы? Они слышат нас не своей силой, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих (Мф. 19, 26). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пророка Елисея. Ахия пророк хотя был слеп, но по озарению Духа Божия узнал пришедшую к нему жену Иеровоама (3 Цар. 14, 4-6). Пророк Елисей знал с том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне (4 Цар. 5, 25-27; 6, 8-12).
Святая Церковь должна ли поддерживать связь и с душами своих немощных братьев, умерших в Господе? Непременно должна.
Что нас побуждает поддерживать эту связь? Вера в то, что наши братья душами всегда живи у Господа (Лк. 20, 38), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8), не имеет конца.
Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). Мы и молимся по долгу любви, а любовь, как сказано, безгранична (1 Кор. 13, 8), вечна. И другой Апостол написал нам в назидание: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5, 16). Вот мы и молимся за братьев наших с мыслью, что они не имеют смертных грехов, и надеемся своими молитвами помочь им очиститься в совести и получить Жизнь в Боге.
Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю: не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 5. 8).
Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге (2 Мак. 12, 42-45). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7). Словами «преломлять для них хлеб» пророк свидетельствует, что поминать умерших вкушением хлеба, а тем более молитвами - полезно для усопших.
На чем основываются молитвы за умерших у христиан православных? Прежде всего на нашем подражании обычаю Церкви Апостольской. Но, помимо того, и в новозаветных писаниях сказано: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). Умершие братья, после телесной смерти, живы перед Господом (Лк. 20, 38); они молятся за нас (Откр. 6, 9, 10). Обязаны и мы молиться об упокоении их душ, тем более что умираем мы все с согрешениями (Иак. 3, 2). А у Бога возможно прощение грехов после телесной смерти человека - до Страшного Суда (Мф. 12, 32).
Помимо этих общих оснований, заимствуемых нами из Священной Библии, что особенно побуждает нас молиться за умерших братьев? Как сказано, подражание примеру древней Церкви Апостольской. В апостольский век христиане, особенно напоенные вразумляющей благодатью Божией, молились за умерших своих братьев. Это очевидно, например, из литургии Апостола Иакова. В одной из ее молитв за умерших мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведнаго до дня сего. Сам упокой их в селениях живых, во Царствии Твоем».
Кроме апостола Иакова, о молитвах древних христиан за умерших сохранилось свидетельство в творениях святого Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии», гл. 7, п. 4), Тертуллиана, у Оригена, образованнейшего мужа своего времени, а также у святителя Киприана Карфагенского. Вообще же можно сказать, что вера в необходимость молитв за умерших была общей в древнехристианской Церкви.
Каким образом с этой верой согласовать слова притчи Христовой: между нами и вами великая пропасть утверждена, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут (Лк. 16, 19-31)? Приведенные слова притчи Христовой, которые нельзя понимать в их буквальном смысле и которые, во всяком случае, не разрушают православной веры, относятся к Ветхому Завету, когда на земле царили Моисеев «закон и пророки» (Лк. 16, 29). Тогда ад не был побежден страданиями Христа. Ныне же крестной смертью Господа открыт свободный переход из ада в рай (1 Петр. 3, 18-19). Этим переходом сами «хотящие» усопшие воспользоваться не могут. Они не в состоянии уже обнаружить добрых дел любви и милосердия к ближним (Мф. 7, 21). Потому мы и должны содействовать их спасению своими братскими молитвами (Ин. 15, 7).
Что особенно усиливает значение наших молитв за умерших? Вера в то, что теперь нет еще окончательного суда над умершими. До страшного Пришествия Христова и праведники лишь отчасти блаженствуют (Откр. 6, 10-11). Полный суд над умершими людьми откроется после Второго Пришествия Христова, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24, 29).
Этого «страшного» Пришествия Христова еще не было, а потому грешники пока ждут последнего решения своей участи. Теперь за них полезно и необходимо молиться, как молились в древности все подвижники и святые отцы Православной Церкви.
Зная это, поучает святитель Иоанн Златоуст, будем помнить, какие утешения мы можем доставить усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников - милостыни, молитвы, поминовения, особенно на литургии: будем и совершать это утешение им не без пользы и для своей души (Беседа 21 на Деяния).
Постоянная ссылка на эту страницу: https://akathist.ru/hymns/sedmitsa.html